Воспитатель Сафронова Ольга Евгеньевна
Семинар-практикум для родителей на тему «Значение чтения в развитии ребенка»Семинар-практикум для родителей на тему «Значение чтения в развитии ребенка»
Воспитатель: Дорогие родители, сегодня мы поговорим с вами о роли книги в развитии ребенка. Хорошо развитая речь дошкольника, большой словарный запас, умение грамотно строить предложения свидетельствуют о регулярном чтении. Выразительность речи дошкольник перенимает у героя произведения, при этом художественный текст так воздействует на малыша, что это происходит незаметно. Обращение к книге играет очень важную роль в психофизиологическом развитии. Простор для воображения дает сказка: ребенок мысленно формирует образ персонажей, населяет свою жизнь различными существами, тем самым творчески развивается. Чтение оказывает сильное влияние на нравственное развитие личности. Поэтому так важно приобщать детей к чтению, читать вместе с ними интересные, а главное — правильные, произведения. Поэзия — наиболее органичный для дошкольников тип художественного словесного искусства. Дети легче воспринимают образные стихотворные строки, нежели прозаические. Вот почему детской поэзии следует уделять больше времени. А теперь предлагаю вам поиграть. Эта игра позволит выяснить, знаете ли вы стихотворения детских поэтов. Игра: «Хорошо ли вы знаете стихотворения детских поэтов?” Воспитатель называет рифму из известных стихотворений, родители угадывают, что это за произведение и кто автор. Например, "чумазая -измазала, ладошки- дорожки" (А. Барто "Девочка чумазая"); "мяч-вскачь, голубой - за тобой" (С. Маршак "Мяч"); "надела - дела, пропал- не попал" (Н. Саконская "Где мой пальчик?"); "спальни- умывальник, хромой - головой" (К. Чуковский "Мойдодыр") Если после удачного угадывания (никто ни разу не ошибся) родители сделают вывод, что рифмы простые строки короткие, поэтому сочинять стихи для детей, видимо, не такое уж сложное дело, педагог может предложить им проверить это утверждение на собственном опыте и поиграть в детских поэтов, используя произведения М. Яснова. Родителям предлагаются следующие рифмы из его стихотворений: • «бульдожка - ножка, не стал - почесал»; • «конфетти - взаперти, снежинки - на пружинке"; • «лошадкой - украдкой - шоколадкой"; • «гусь - горжусь, в ногу - дорогу". Для записи собственных стихов "поэтам" отводится некоторое время. Затем родитель зачитывает свой вариант, после чего воспитатель читает оригинальное произведение. Вот самые удачные стихотворные опыты родителей. • Гуляет маленький бульдожка, Зачесалась его ножка, Сомневаться он не стал Ножку ушком почесал! (мама Даши А.) • Шел по улице бульдожка, У него чесалась ножка. Отвлекаться он не стал — Ножку ушком почесал! М. Ясное "Не отвлекаться!" S Я красивый, толстый гусь. Очень я собой горжусь! Выбираю сам дорогу Не люблю ходить я в ногу! (мама Арины К.) S Говорит гусенку гусь: — Я, сынок, тобой горжусь! Кто идет гуськом и в ногу, Не взлетая никуда, Тот всегда найдет дорогу От сарая до пруда! М. Ясное "Гусиная гордость". Воспитатель: Наверное, вам интересно будет узнать, что в современной детской поэзии выделяя: - два течения: 4- реалистическое — ему свойственно продолжать традиции таких поэтов, как B.Берестов, Е. Благинина, А. Барто, которые знают ребенка, его психологию, его мир, его отношения с взрослыми (представители: И. Токмакова, C.Козлов, И. Пивоварова, В. Лунин, Э. Мошковская, М. Яснов, М. Бородицкая и др.; 4- игровое — поэты, принадлежащие к этому направлению, продолжают традиции игрового фольклора, таких поэтов, как С. Маршак, К. Чуковский представители: Б. Заходер, Г. Сапгир, Т. Собакин, В. Левин, Р. Муха, Е. Липатова, А. Усачев, Р. Сеф и др. Дошкольник — это прежде всего слушатель. Читатель начинает складываться в ребенке в возрасте от десяти до тринадцати лет. До этого возраста нужно пробуждать и поддерживать интерес к книге, сочетая родительское чтение вслух с самостоятельным. Часто ли вы читаете своим детям? Сейчас мы это проверим с помощью следующего задания. Задание "Любимая сказка моего ребенка”
Родителям предлагается рассказать о любимой сказке ребенка, не называя действующих лиц, названия, сюжета, так чтобы присутствующие догадались, о каком произведении идет речь. Например: 1. Путем неимоверных усилий некая госпожа получила желаемое. Желаемое вскоре пропало. Сначала пропало из вида этой госпожи, а затем — вообще с лица земли, чему способствовала особа, надежная умом и льстивым голосом. {Сказка "Колобок".) 2. В ненастье всем плохо, особенно тем, кто не пьет чай в теплом домике... Эта история произошла дождливым летним днем, хотя, вполне вероятно, что и осенним... Красивый, скорее всего, белый появился в лесу. Был он крошкой. Многих существ спас он от... не будем говорить от чего. От беды, допустим. В конце этой истории крошка стал дедушкой-великаном. Ну и победила, конечно же, дружба! А больше ничего не скажем, а то догадаетесь! В этой загадке три слова-подсказки: дождливый, белый, спас! (В. Сутеев "Под грибом".) 3. Жили-были родственники в разных домах. Одна родственница пошла к другой, явился плохой Бяка, всех съел. В конце справедливость восстановили сильные ребята из леса. (Ш. Перро "Красная Шапочка) Воспитатель: Таким образом, с полной уверенностью можно сказать, что отношение детей к чтению — это показатель интеллектуального, нравственного, культурного, творческого потенциала нации, ее экономического и политического благополучия, ее будущего. Перед вами и вашим малышом лежит прекрасная и интересная дорога в увлекательный мир чтения, и мы искренне надеемся, что вы сможете пробудить у ребенка любовь к книге! 27 января 2018 в 13:27
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.